Седмица 1-я Великого Поста. Канон прп. Андрея Критского
В течение первых четырех дней поста вечером в храме читается «Великий покаянный канон» прп. Андрея Критского.
Святитель Андрей (650 – 720) (память его 4 июля), уроженец Дамаска, с ранней юности поступил в монастырь св. Саввы в Иерусалиме. Он был современником тяжких кризисов, которые потрясли Византию. Мечта о великой православной империи рушилась. Общество оказалось бесконечно далеким от евангельского идеала. В грозных событиях эпохи (нашествие персов, захвативших св. Крест в Иерусалиме, вспышка новых ересей, иконоборческий переворот, утрата Италии, Сирии, Египта, начало экспансии ислама) с полным основанием видели признаки небесного гнева.
Лучших людей Византии охватило покаянное чувство. Среди них был и св. Андрей, ставший около 690 года епископом Крита. Он выразил это чувство в своем знаменитом каноне. Обычно каноны включали не более тридцати тропарей. В произведении святителя их 250. В оригинале это ритмические стихи. Длинной чередой перед слушателями проходят образы из Ветхого и Нового Завета, и каждый эпизод становится призывом к покаянию.
Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия
Первое воскресенье поста называется «Неделей торжества Православия». Оно связано с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством (VIII век). Но праздник имеет и более широкий смысл, напоминая о деяниях Соборов, которые отстояли Евангельское откровение. Все великие ереси Востока посягали на самую суть его – учение о Богочеловечестве Христа. Арий утверждал, что Он – Лицо тварное, только подобное Богу; несториане проводили грань между Иисусом-человеком и Логосом, Который, по их мнению, вошел во Христа лишь с момента крещения на Иордане; монофизиты и монофелиты, напротив, отрицали человечность Спасителя. Они были убеждены, что Божественное Начало поглотило в Нем земное. И, наконец, иконоборцы, запретив изображать Богочеловека, фактически отказались от веры в реальность Воплощения.
Примечательно, что проповедниками этих учений были выдающиеся подвижники, богословы, иерархи, имевшие широкий авторитет и власть, а иконоборчество более ста лет активно насаждалось императорами Византии. Поистине остается чудом, что Церковь смогла выдержать все эти внутренние смуты, распри и гонения.
После литургии Василия Великого на середине храма совершается молебен о торжестве православной веры с прославлением деятелей Вселенских Соборов и архиепископов нынешней Церкви и о наставлении на путь истинный всех от нее отступивших. Классический чин Торжества Православия включает в себя 12 анафематствований, последнее из которых объявляется «ругающим и хулящим святые иконы», что возвращает нас к истории праздника. Празднование Торжества Православия было установлено в IX веке праведной царицей Феодорой (память ее 11 февраля), которая была женой греческого императора Феофила Иконоборца. В 842 году, после смерти мужа, по ее инициативе в Константинополе был проведен Собор, где иконоборцев предали анафеме.
Неделя 2-я Великого Поста
Свт. Григорий Палама, ахиеп. Фессалонитский (†1357). Память его отмечается также 14 ноября (см. о нем там же).
Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских. Древнейший на Руси Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году. Основателем монастыря и вместе с ним монашества в России явился прп. Антоний (память его 10 июля).
В месяцеслове память преподобных отцов Киево-Печерских празднуется также в двух Соборах, соответственно, по месту почивания святых: в Ближних Пещерах (прп. Антония) (С.28) и в Дальних пещерах (прп. Феодосия, память его 3 мая) (Ав.28).
Неделя 3-я Великого Поста, Крестопоклонная
Третье воскресенье поста посвящено Кресту Христову. Как и в праздник Воздвижения, за всенощной на середину храма выносится изображение Распятия. Смысл этого обычая заключается в том, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова.
Человек, предоставленный самому себе, не в состоянии победить низшую природу и грех. Он нуждается в силе, которая вдохнула бы жизнь в омертвевшую душу.
Христос, являясь Человеком, имеет с нами общую природу, но в то же время стоит над ней по Своему Божеству. От Его Креста изливаются потоки благодатной силы, которая укрепляет всех, идущих по Его крестном пути.
Недели 4-я и 5-я Великого Поста
В 4-ю неделю поста празднуется память преподобного Иоанна Лествичника (см. Мр.30), жившего в VI веке у горы Синай. Ему принадлежит книга «Лествица небесная», в которой духовный путь подвижника сравнивается с восхождением по крутым ступеням. Прп. Иоанн писал для монахов-пустынников, но его видение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, относится к каждому христианину. Именно поэтому Церковь молится Иоанну Лествичнику в дни поста, который призывает нас стремиться к духовным высотам.
Служба 5-й недели посвящена памяти св. Марии Египетской (см. Ап.1). Согласно преданию, она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи. Ее образ стал символом глубокого и преображающего все существо покаяния.
На 5-й седмице Великого Поста утром в четверг (или чаще в среду вечером) вновь читается покаянный канон св. Андрея Критского, но на этот раз уже не по частям, а целиком.
В субботу этой седмицы на утрени читают Акафист Божией Матери, один из самых содержательных и поэтичных.
Суббота 5-й Недели Великого поста.
Похвала Пресвятой Богородицы
(Суббота Акафиста)
Икона «Похвала Пресвятой Богородицы». В 625 году греческий царь Ираклий пошел походом на персов. Царьград остался без войска и императора. Это обстоятельство счел чрезвычайно удобным для себя Хан Аварский и двинулся на Царьград, который осадил и с суши и с моря. Можно представить себе отчаяние почти беззащитных жителей. Патриархом Цареградским был в то время Сергий, муж сильного характера и великой веры. Он утешал паству надеждой на Бога, утверждал, что Бог рассеет бедствия и разрушит замыслы врагов.
В Царьграде было много чудотворных икон Богоматери. Патриарх совершил с ними крестный ход по стенам города. Когда враги, опустошив окрестности столицы, стали готовиться брать город приступом, патриарх вторично обошел стены, обнося вокруг города величайшие святыни христианского мира: Животворящее древо Креста Господня, Нерукотворный образ Христов, икону Богоматери Одигитрии и ризу Богоматери. Обойдя город и совершив молебствие, патриарх в порыве величайшей веры погрузил ризу Богоматери в море, произнося слова псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут…».
Хан Аварский готовился со всеми своими силами обрушиться на город. Из Константинополя послали к нему послов, уполномоченных договориться с ним о мире, но тот, приняв предложенные подарки, сказал им: «Не надейтесь на вашего Бога. Завтра я возьму ваш город. Единственная моя милость состоит в том, что я безпрепятственно выпущу тех, кто желал бы заблаговременно из города выйти. Завтра я превращу Царьград в пустыню».
Получив такой жесткий ответ, жители мировой столицы снова излили в скорбной молитве всю свою душу. Между тем хан велел наполнить Золотой Рог челноками и дал приказ одновременно идти с суши приступом. Но Богоматерь вдохновила защитников Царьграда и вложила в сердца их дивное мужество. Все приступы были повсюду отбиты, а в то же время морская стихия, освященная погружением в нее ризы Богоматери, взволновалась бурей и потопила множество аварских челноков. Хан видел с высокого холма поражение и бегство сухопутной силы своей, гибель своего флота. Он бил себя в грудь и в лицо руками, видя окрестности Константинополя, усеянные трупами аварских воинов. Ночью жители, открыв ворота, сделали вылазку и перебили еще много неприятелей. Хан отступил, а город наполнился великой радостью, и всю ночь константинопольские улицы и площади оглашались песнью в честь Богоматери.
Через 30 лет совершилось новое чудесное избавление Константинополя от сарацин силой Богоматери. Полчища их были разбиты, а большая часть флота истреблена греческим огнем и бурей. Через полвека подступили к Константинополю сарацины на 1800 судах. Жители искали заступничества у Богоматери. С Крестом Животворящим и с иконой Одигитрии они обходили город, в слезах взывая к Богу о милосердии. Поднялась в Эгейском море буря, и сарацинский флот был весь разрушен. Едва спаслось 10 судов. Трупами были завалены берега близлежащих островов и входы в гавань.
В память всех этих многократных побед, одержанных силою Пречистой Девы, установлен в Константинополе в субботу 5-й Недели Великого поста праздник Похвалы Богоматери. Из Царьграда этот праздник перешел в другие города и постепенно стал общим в Церкви восточной.
Икона «Похвалы Пресвятой Богородицы», перед которой читался в Царьграде акафист Богоматери, находилась в Афонском Дионисиотском монастыре, куда была пожертвована императором Алексеем Комненом ктитору этой обители св. Дионисию. Икона прославилась чудесным истечением мира. Дважды (в 1592 и 1767 гг.) икону похищали, но оба раза она защитила саму себя, и грабители возвращали ее.
Лазарева суббота.
Воскрешение прав. Лазаря. Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии (память их в Неделю святых жен-мироносиц), жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом (Ин. 11, 3; Ин. 11, 11), а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых (Ин. 11, 17-44). Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь (Ин. 12, 1-2; Ин. 12, 9-11). После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил.
Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: "Лазарь Четверодневный, друг Христов". Византийский император Лев Мудрый (886 - 911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье)
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.
Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.
Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):
«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».
За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.