Краткие жития святых, православные праздники и события

14/27 ноября

 

Апостола Филиппа (I). Сщмчч. Димитрия, Александра, Виктора, Алексия, Михаила, Михаила, Феодора, Петра, Алексия, Сергия, Николая, Василия, Александра, Николая, Димитрия, Димитрия, Порфирия, Василия, Георгия, Василия, Сергия, Александра, Сергия пресвитеров, Николая диакона, прмч. Аристарха, мч. Гавриила и мц. Анны (1937); сщмч. Феодора пресвитера (1940); сщмч. Сергия пресвитера (1941).

Прп. Филиппа Ирапского (1527). Блгв. царя Иустиниана (565) и царицы Феодоры (548). Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского (1357).

 

Святой Филипп, апостол от 12-ти Апостол Филипп (I). Святой апостол Филипп был одним из 12-ти учеников Спасителя, последовал Ему с самого начала земного служения Господа. Он с юношества воспылал горячей любовью к Мессии и желанием увидеть Господа. Уверовав, что Иисус есть истинный Мессия, последовал за Ним. Именно для исправления Филиппа, не познавшего в своем Учителе Божества Его, Господь совершил чудо насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами.

Имя апостола Филиппа несколько раз упоминается в Евангелии: он привел к Господу апостола Нафанаила, эллинов, желавших видеть Христа; во время Тайной Вечери он спрашивал Спасителя о Боге Отце (Ин. XIV, 8-9).

После Вознесения Господня апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Иудее, Греции, Сирии, Малой Азии. Творил многие чудеса силой Божией, исцелял болезни, воскрешал мертвых. В городе Иераполе он посрамил жрецов языческого храма, посвященного змеям, и был за это распят на кресте вниз головой, приняв кончину подобно своему Божественному Учителю. Умирая, молился за своих палачей, прося Бога простить их. Святой апостол Филипп принял мученическую кончину в 87-летнем возрасте в 90-м году. Мощи его находились в Риме, в церкви 12 апостолов.

[Рождественский пост, начинающийся завтра, по имени этого апостола иногда именуется «Филипповым»].

 

 Сщмч. Димитрий (Беневоленский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Димитрий родился 10 октября 1883 г. в городе Вышнем Волочке Тверской губернии в семье священника Михаила Беневоленского. Дмитрий Михайлович учился сначала в Тверской, а затем в Санкт-Петербургской Духовной семинарии, которую окончил в 1909 г., после чего поступил на должность учителя при Николо-Столпенском монастыре Тверской губернии.

В 1911 г. умер священник в селе Островно и приход остался без пастыря. Дмитрию Михайловичу было предложено принять сан священника. В том же году он обвенчался с дочерью Ивана Алексеевича Тихомандрицкого Анной, которой было шестнадцать лет. Ее отец был инженером путейцем и занимался строительством приволжской железной дороги. Семья была благочестивая, один из сыновей, Михаил, стал священником, а две другие дочери не вышли замуж и посвятили свою жизнь воспитанию приемных детей и детей родственников. 21 ноября 1911 г. Дмитрий Михайлович был рукоположен в сан священника к Дмитриевской церкви села Островно Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Став священником, о. Димитрий все свои силы и время отдавал делу церковного служения. Понимая, какое значение имеет для храма хор, участвующий в большей части богослужения, имеющий, кроме прочего, миссионерское значение, он с тщанием подбирал певчих и организовал прекрасное церковное пение. Несмотря на то, что приход не был богат, о. Димитрий заказал отлить для храма новый колокол, отдав для этого свое столовое серебро. В 1919 г. о. Димитрий был переведен в Троицкий храм села Паношина Удомельского уезда. Сюда к нему приехал его отец, священник Михаил Беневоленский, который здесь и скончался и был похоронен в Удомле.

В январе 1929 г. властями был разработан документ о необходимости усилить гонения на Православную Церковь. Действие принятого центральной властью указа об усилении гонений сказалось на всех приходах Русской Православной Церкви. Не миновало оно и приход села Паношина, где служил о. Димитрий, и уже 16 января 1929 г. он и староста храма Александр Щеголев были арестованы.

Отец Димитрий был обвинен в том, что совершил 28 октября 1928 г. торжественное богослужение «с целью, – как было сказано в обвинении, – возбуждения суеверия в массах населения для извлечения таким путем материальных выгод». Старосту обвинили в том, что он помогал священнику устроить торжественное богослужение.

Богослужение же было проведено в соответствии с традицией в конце октября ходить по селам с иконой Николая Чудотворца, которую приносили монахи из Николо-Теребинского монастыря. Но в ожидании закрытия монастыря эта икона принесена не была, и о. Димитрий дал благословение провести крестный ход и молебен с чтимой иконой Николая Чудотворца, хранящейся в Троицком храме.

Это событие нашло отражение в критической статье местной газеты.

За девять лет служения в Паношине о. Димитрия прихожане полюбили и теперь стали ходатайствовать о его освобождении. Был собран сельский сход, который постановил «возбудить ходатайство перед властями об освобождении священника Беневоленского и гражданина Щеголева из-под ареста, как основанного на неправильных данных…».

Суд, однако, счел обвиняемых виновными и приговорил священника к штрафу в размере ста рублей, а старосту к шести месяцам заключения.

Сыновей священника в это время исключили из школы как детей лишенцев. Отец Димитрий и Анна Ивановна, беспокоясь, чтобы они не остались без образования, отправили их к сестрам Анны Ивановны, Ольге и Клавдии, которые жили в то время в Саратове и воспитывали четырех детей своего брата-священника, о. Михаила Тихомандрицкого, и двух сирот, родители которых переехали в Саратов и здесь умерли.

Гонения продолжались, а в конце 1929 г. – начале 1930 они ужесточились; местные власти снимали колокола, закрывали церкви, ОГПУ арестовывало священников. Сами действия по закрытию храмов зачастую были приурочены к празднику Рождества Христова.

4 января 1930 г. правление колхоза в селе Паношино постановило начать кампанию по закрытию храмов в селах Паношино и Николо-Стан.

Однако весть о том, что безбожники намерены закрыть храм и уже приходили в день праздника Рождества Христова, облетела все деревни прихода. Поскольку член правления колхоза Вихров сказал, что они собираются закрыть храм 9 января, то к пяти часам вечера этого дня в село Паношино пришла толпа около двухсот человек, в основном женщины, которые стали требовать, чтобы было проведено общее собрание по вопросу закрытия храма.

Власти сделали попытку начать обсуждение, но с тем, чтобы непременно склонить верующих к согласию снять колокола и закрыть храм. Но как только ставился этот вопрос, собравшиеся заявляли решительно и непримиримо: «Не хотим обсуждать закрытие церкви и не дадим ее закрывать».

Вскоре после этих событий, 5 февраля, о. Димитрий был арестован. В тот же день был арестован староста храма Иван Ильич Колокольцев и священник села Новый Стан о. Павел Богоявленский. Его обвинили в том, что он на собрании церковного совета посмел публично объявить, что сельсовет дал ему задание сдать излишки хлеба. Однако никаких излишков у него нет, и о. Павел просит помочь ему, ибо если он не сдаст хлеба, то будет отдан под суд. Кроме того, о. Павла обвинили в том, что он, узнав о намерении властей закрыть храм, объявил об этом во время богослужения верующим. Между тем безбожники устроили собрание в здании школы, чтобы принять решение о снятии колоколов и закрытии храма. На это собрание пришло более трехсот верующих. Увидев толпу, секретарь местной партийной ячейки бежал из школы черным ходом.

Иван Колокольцев обвинялся в том, что он противился закрытию храма и занимался антисоветской агитацией, которая заключалась в том, что он говорил: «Русский народ жив, вера еще есть, пусть посмотрят».

В марте обвиняемые были допрошены. Никто из них не признал себя виновным. 25 апреля 1930 г. приговорила священника Павла Богоявленского к трем годам ссылки в Северный край. Наказание было условным, и он был освобожден. Священник Дмитрий Беневоленский и Иван Колокольцев были сосланы на три года в Северный край.

В мае 1933 г. закончился срок ссылки, о. Димитрий вернулся домой и был определен святым архиепископом Фаддеем в храм села Синево-Дуброво Сонковского района. Но не долго ему пришлось здесь прослужить. Летом 1937 г. поднялась снова волна гонений, и 12 ноября священник был арестован.

20 ноября о. Димитрия вызвали к следователю для заполнения анкеты, а на следующий день – на допрос. Все следствие длилось всего один день. Были вызваны «дежурные свидетели» – председатель и счетовод колхоза имени Максима Горького, которые, лжесвидетельствуя, говорили, будто священник, «являясь враждебным, антисоветски настроенным, вокруг себя группировал классово-чуждые и тоже антисоветски настроенные элементы и вместе с ними занимался активной контрреволюционной деятельностью: распространял провокационные слухи о войне и падении советской власти, призывал колхозников отказаться от участия в выборах в Верховный Совет СССР, распространял контрреволюционные церковные листовки и систематически дискредитировал колхозный строй».

Основываясь на этих «показаниях» следователь предъявил о. Димитрию обвинение, которое священник опроверг.

В тот же день было составлено обвинительное заключение и направлено на рассмотрение тройки НКВД, которая 25 ноября вынесла постановление расстрелять священника. Протоиерей Димитрий Беневоленский был расстрелян 27 ноября 1937 г. и погребен в безвестной братской могиле.

Сщмч. Александр (Чекалов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился 19 марта 1888 г. в селе Романово Кувшиновского уезда Тверской губернии в семье священника Леонида Чекалова. Он окончил Тверскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника.

В 1930 г. у о. Александра отобрали дом и все имущество. В ожидании ареста он благословил детям (двум сыновьям и двум дочерям) уехать, дабы избежать преследований как детям священника, а сам остался с супругой Александрой и младшей дочерью, которой в то время исполнилось всего девять лет. В том же году о. Александр был арестован и приговорен к высылке из села, где он служил. Не желая уезжать далеко из родных мест, священник поселился в селе Железниково соседнего Старицкого района. Вместе с ним на новое место переехали его супруга с дочерью. Материальных средств у них не было никаких; о. Александр служил в храме и снимал комнату для себя и семьи. Здесь его застало жестокое гонение конца тридцатых годов. После первого ареста и ссылки священник хорошо знал по своему личному опыту, что в государстве, которое исповедует в качестве новой религии воинствующее безбожие, он будет всегда гоним и в любой момент может быть арестован. Но о. Александр продолжал служить и был готов к исповедничеству, а если Господь призовет, то и к мученичеству.

21 ноября 1937 г., после богослужения, в день празднования памяти собора архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, НКВД арестовал священника. 22 ноября он был допрошен. Виновным себя в ведение контрреволюционной агитации священник не признал.

Через день после допроса, 25 ноября, тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Еще через день, 27 ноября 1937 г., священник Александр Чекалов был расстрелян.

Сщмч. Виктор (Ильинский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Виктор родился 31 октября 1872 г. в селе Кой Сонковского уезда Тверской губернии в семье диакона Николая Ильинского. Он окончил учительские курсы при уездном училище в Новгородской губернии и вернулся в родное село, где служил, будучи к этому времени рукоположен в сан священника, его отец. Десять лет Виктор Николаевич был учителем в церковноприходской школе, а с 1906 г. стал служить в храме псаломщиком. В 1912 г. он был рукоположен в сан диакона к той же церкви.

В 1918 г. в центральной России была установлена советская власть, и сразу же начались гонения на Православную Церковь, убийства священников и мирян. Отец Виктор первый раз был арестован в 1920 г., обвинен в сокрытии излишков хлеба и приговорен к трем месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Из заключения он вернулся в родное село. В 1927 г. местные власти, ревнуя о выполнении распоряжений центральных властей, развернули кампанию по закрытию храма в селе Кой. Диакон Виктор вместе с прихожанами энергично выступил с протестом против действий властей. Около шестидесяти женщин отправились в сельсовет и потребовали прекращения пропагандистской кампании по закрытию храма. Верующие действовали столь уверенно и решительно, что властям пришлось уступить, кампанию прекратить и от своих планов временно отказаться. ОГПУ стало искать повод арестовать о. Виктора.

В 1930 г. он был рукоположен в сан священника к храму в селе Кой. Сразу же после рукоположения власти арестовали его за невыполнение плана хлебозаготовок и приговорили к восьми месяцам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Отец Виктор из заключения вернулся в свой храм.

6 декабря 1931 г. начальник оперативного сектора отправил уполномоченному ОГПУ по Сонковскому району распоряжение, чтобы тот представил полные данные о священнике Викторе Ильинском, его социально-имущественном положении, а также о его антисоветской деятельности. В ответ на запрос сонковский уполномоченный написал: «В 1930 году был раскулачен, все имущество передано в коммуну, а сам Ильинский перебрался жить в деревню Яругино (находится там на квартире). Материалов о дальнейшей антисоветской агитации не добыто».

 Преследования священник, однако, не прекратились – в 1934 г. о. Виктор был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей и мелкой разменной монеты. Власти приговорили его к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Аресты, заключения, непосильная работа подорвали здоровье священника настолько, что дальнейшее пребывание в лагере грозило ему смертью; по состоянию здоровья он был в 1935 г. освобожден и вернулся в родное село.

В 1936 г. сотрудники НКВД произвели в храме обыск и изъяли церковные регистрационные книги родившихся, сочетавшихся браком и умерших; было выяснено, что записи родившихся и умерших велись с 1918 г., сочетавшихся браком – с 1923-го.

Священнику был учинен допрос по поводу найденных книг. Отец Виктор ответил, что записи велись по долгу его священнической службы на основании распоряжения благочинного протоиерея Николая Троицкого и епархиального архиерея архиепископа Фаддея.

На этот раз священника не арестовали. Отец Виктор продолжал служить в храме, все время и силы отдавая служению Богу, Церкви и своей пастве. Во всех отношениях тридцатые годы для Русской Православной Церкви, ее священнослужителей, кому Господь дал возможность служить в Божиих храмах, были временем наилучшим, временем собирания в душу тепла благодати, когда ревностные пастыри самим ходом исторических событий были подведены к наивысшему итогу своей церковной деятельности – мученической кончине.

Против о. Виктора неоднократно выдвигались председателем сельсовета самые абсурдные обвинения, например, в том, что священник будто бы воспользовался отсутствием колоколов – которые были сняты по распоряжению советской власти – и служил, перестав регулировать время службы церковным звоном, сколь угодно долго. А также в том, что он неустанно призывал прихожан к посещению храма, в чем добился больших успехов, и к 1937 году число постоянных прихожан значительно увеличилось.

12 ноября 1937 г. о. Виктор был арестован и заключен в тюрьму в Бежецке. 20 ноября состоялся первый допрос. В этот день были вызваны «дежурные свидетели», которые поставили свои подписи под протоколами, заранее составленными следователем. Отец Виктор держался мужественно и не признал себя виновным в антигосударственной деятельности, не стал лжесвидетелем.

25 ноября, тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Виктор Ильинский был расстрелян 27 ноября 1937 г.

Сщмч. Алексий (Нечаев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Алексий родился в 1875 г. в селе Рамешки Тверской губернии в семье священника Ефрема Нечаева. По окончании Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника. Во время гонений двадцатых годов служил в одном из храмов Тверской епархии. В 1929 г. власти потребовали от него уплаты произвольно назначенного налога, сумма которого была столь значительна, что даже если бы священник продал все имущество, то все равно бы не смог расплатиться. За неуплату налога о. Алексей 31 октября 1929 г. был приговорен к трем годам лишения свободы и заключен в Нижегородскую фабричную заводскую колонию.

Вернувшись из заключения, священник стал служить в одном из храмов в Старице. 20 ноября 1937 г. о. Алексей был арестован и заключен в тюрьму города Ржева. Через два дня следователь допросил священника. Отец Алексей держался так, что стало ясно – ни при каких обстоятельствах не согласится он лжесвидетельствовать, и следователь вынужден был ограничиться формальной записью вопросов и ответов.

В этот же день следствие было закончено, и через три дня тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. После семидневного пребывания в тюрьме священник Алексей Нечаев был расстрелян 27 ноября 1937 г.

Сщмч. Михаил (Некрасов) пресвитер (1937): Новомуч. В качестве свидетельства о подвиге иных наших мучеников остались только драгоценные мученические акты: анкета, заполненная следователем при аресте, листы допроса, неправедный приговор и документ о расстреле. Одним из таких мучеников был священник Михаил Некрасов.

Священномученик Михаил родился 1 ноября 1883 г. в селе Сергино Старицкого уезда Тверской губернии в семье церковнослужителя Алексея Некрасова – священника, диакона или псаломщика неизвестно. Михаил Алексеевич окончил два класса Старицкого духовного училища; 12 февраля 1908 г. он был рукоположен в сан диакона к храму села Алферьева Старицкого уезда, а затем в сан священника и служил в селах Тверской епархии.

В 1929 г. ГПУ начало кампанию против крестьянства и Православной Церкви. 10 февраля 1930 г. священник был арестован, приговорен к заключению в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на Беломорско-Балтийский канал. 25 октября 1932 г. о. Михаил был освобожден и вернулся в Тверскую епархию. В 1934 г. он получил место священника в храме в селе Дегунино Старицкого района. Отец Михаил был ревностным пастырем и часто обходил по деревням своих прихожан.

Когда началось новое гонение на Православную Церковь, имевшее целью едва ли не полное ее уничтожение, о. Михаил 15 ноября 1937 г. был арестован и заключен в Ржевскую тюрьму. Следствие продолжалось три дня. Обвинительные материалы против священника отсутствовали, и были вызваны двое крестьян того же села, которые подписали составленный следователем протокол допроса. Получив подписи под нужными ему протоколами, следователь на третий день вызвал на допрос священника, требуя от него признания в антигосударственной деятельности.

Священник категорически отверг все возводимые на него обвинения.

На этом следствие было закончено, оставалось ждать решения тройки НКВД. 25 ноября священник Михаил Некрасов был приговорен к расстрелу и через день, 27 ноября 1937 г., расстрелян.

Сщмч. Михаил (Белюстин) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Михаил родился 1 марта 1881 г. в городе Твери в семье чиновника Тверской консистории Николая Билюстина. Окончил Тверскую Духовную семинарию. Служил в селе Котово Молоковского района. В 1931 г. переехал в Сонковский район и стал служить в храме погоста Сабурова.

После того как власти объявили начало гонений, ОГПУ стало собирать сведения о священнослужителях. Уполномоченный ОГПУ по Сонковскому району вызвал к себе тех, кто мог дать соответствующие показания об о. Михаиле. Но получить их было нелегко, мало кто соглашался дать показания, порочащие священника. 6 апреля 1933 г. уполномоченный ОГПУ допросил колхозного бригадира, который сказал о настроенности священника «антисоветски». В тот же день вызвали женщину, которая приглашала священника отпеть умершего мужа. Она сказала, что во время поминок священник «что-то говорил о перемене власти».

В тот же день о. Михаил был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. 9 апреля следователь допросил священника.

На следующий день районный уполномоченный ОГПУ составил обвинительное заключение, и дело было передано на рассмотрение тройки ОГПУ, которая 26 апреля вынесла постановление: заключить священника в исправительно-трудовой лагерь сроком на три года. Отец Михаил был сослан в Саровские лагеря.

В 1935 г. он освободился из лагеря и по благословению святого архиепископа Тверского Фаддея (память его 18 дек.) поехал в Сонково, где храм в погосте Прилуки был в то время без священника. В ноябре 1936 г., несмотря на начавшуюся государственную кампанию, направленную на закрытие храмов, о. Михаилу удалось перерегистрировать православную общину погоста Прилуки и прилегающих к нему деревень – Гладышево, Синяево, Прибериха, Григорьевка, Сносы, Моисеиха, Селы.

Начавшееся в 1937 г. новое гонение не обошло никого, кроме тех, кто открыто служил безбожникам, и предателей-обновленцев. 12 ноября о. Михаил был арестован и заключен в Бежецкую тюрьму. Были вызваны «дежурные свидетели», которые подписали все, что от них требовал следователь. 20 ноября следователь НКВД допросил о. Михаила.

Стандартное обвинение в ведении контрреволюционной антисоветской агитации священник отверг.

 25 ноября тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Михаил Белюстин был расстрелян 27 ноября 1937 г.

Сщмч. Феодор (Баккалинский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Феодор родился 8 февраля 1880 г. в селе Зарудье Ораторского уезда Киевской губернии в семье церковнослужителя Павла Баккалинского. Окончил четыре класса Уманского духовного училища. С 1901 по 1903 год служил в армии – был писарем на артиллерийском складе в Чите. После демобилизации поступил псаломщиком в храм, где служил его отец. Вскоре после революции Федор Павлович был рукоположен в сан священника.

В 1935 г. о. Феодор вместе с супругой Александрой Семеновной переехал в Тверскую область и поступил служить в храм в селе Степурино Старицкого района Тверской области. Сын Геннадий, которому был тогда 21 год, жил отдельно в Старой Руссе Новгородской области.

Недолгим было служение священника в этом селе. 14 ноября 1937 г. власти арестовали его и заключили в тюрьму города Ржева. Сразу начались допросы.

Виновным себя в проведении «контрреволюционной агитации, направленной на срыв мероприятий советской власти» священник не признал.

25 ноября о. Феодор был приговорен к расстрелу. Священник Феодор Баккалинский был расстрелян 27 ноября 1937 г.

Сщмч. Петр (Титов) пресвитер (1937): Новомуч. Иерей Петр был одним из тех, кто сознательно избрал путь служения Богу и Церкви во время беспощадных гонений.

Священномученик Петр родился в 1890 г. в селе Титовском Телятинской волости Весьегонского уезда Тверской губернии в семье псаломщика Николая Титова. Он окончил Тверскую Духовную семинарию и был определен псаломщиком в село Федоровское Конаковского уезда. В 1924 г. он был рукоположен в сан священника к храму в селе Архангельском Кимрского района.

Во время его служения в Архангельском начались мероприятия советской власти по коллективизации крестьянских хозяйств. Представители властей, непосредственно занимающиеся коллективизацией, видели в коллективизации не только хозяйственное мероприятие, но и идеологическое, направленное против веры и Православной Церкви. Будучи заинтересованными противниками Церкви, многие из устроителей колхозов искали любой повод для ареста священников.

10 февраля 1930 г. в селе Архангельском остановились на ночлег кимрские коммунисты. Они тут же на месте произвели небольшое следствие, собрав слухи о жизни прихода, где служил о. Петр. Они узнали, что в воскресенье 9 февраля богослужение в храме продолжалось с шести утра до четырех часов вечера. Этого факта показалось им вполне достаточно, чтобы применить репрессивные меры к священнику. Придя к председателю сельсовета, они потребовали от него обеспечить явку священника в Кимрское ОГПУ для ответа, почему он собрал в храме около шестисот человек верующих и служил целый день.

Один из коммунистов сразу же по приезде в Кимры, 11 февраля, сам пошел в отдел ОГПУ и дал показания против священника. На этом основании 17 февраля ОГПУ арестовало о. Петра и заключило под стражу. И только тогда следователи приступили к допросам свидетелей, заранее решив, что в независимости от их ответов священник должен быть осужден, а храм закрыт. 27 февраля ОГПУ допросило председателя сельсовета, а 2 марта – старосту храма. Они рассказали, что на богослужение 9 февраля в храм съехались люди со всех окрестных деревень, где церкви были закрыты, богослужение было продолжительным из-за венчаний.

5 марта следователь вызвал на допрос священника. На вопросы следователя он ответил: большое стечение народа в церкви объяснялось отсутствием действующих церквей в округе, а большая продолжительность богослужения – множеством причастников и проведением венчаний. Проповедей о. Петр не произносил.

15 мая 1930 г. тройка ОГПУ постановила выслать священника в Северный край на три года.

Домой в Тверскую область о. Петр вернулся только в 1935 г. Его супруга Наталья, и двое детей, сын и дочь, жили в это время в селе Федоровском, где в храме служил тесть о. Петра, священник Феодосий Судаков. Отец Петр стал служить в этом храме в качестве псаломщика, а в июле 1937 г. получил место священника в селе Селихово и переехал туда. Но недолго он здесь прослужил – 27 октября он был арестован и заключен в Тверскую тюрьму; сразу же начались допросы.

Виновным себя в проведении «систематической антисоветской агитации» священник не признал.

Допрошены были также председатель и секретарь Федоровского сельсовета, которые дали показания о проводимой священником Петром Титовым антисоветской работы, направленной на развал колхозов, торговли в церкви просфорами по цене ниже их себестоимости с тем, чтобы завлечь детей в церковь. Они также рассказали, что во время отпевания умершей дочери священника Судакова, отбывшей срок заключения, священник Петр Титов в своей речи назвал ее мученицей, пострадавшей от советской власти за веру Христову. Когда в 1936 г. допризывников отправляли на службу «Титов вместе со священником Судаковым зазывал их в церковь и служили молебен, как о Христовых воинах».

18 ноября следствие было закончено; 25 ноября тройка НКВД приговорила о. Петра к расстрелу. Священник Петр Титов был расстрелян 27 ноября 1937 г.

Сщмч. Алексий (Никологорский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Алексий родился в 1869 г. в селе Нагорном Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Семена Никологорского. В 1889 г. Алексей Семенович окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника к храму в селе Волочаново Волоколамского уезда Московской губернии. За двадцать семь лет служения о. Алексей много раз был награжден за безупречную службу и ревностное исполнение церковных послушаний. Он был наблюдателем церковных школ Волоколамского уезда, благочинным и следователем по духовным делам при консистории. Здесь, на церковном служении в Волоколамском уезде в селе Волочаново, он встретил гонения от безбожников.

В 1930 г. советские власти отобрали у священника все имущество и потребовали от него уплаты значительной суммы в качестве налога. Поскольку он уплатить ее не смог, суд приговорил его к двум годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Обвинение и приговор были несправедливы и незаконны, и, находясь в тюрьме, о. Алексей подал прошение о пересмотре дела. Дело было пересмотрено, приговор отменен, и о. Алексея после трехмесячного заключения освободили.

Вероятно, во время службы под Волоколамском о. Алексей познакомился со святым архиепископом Фаддеем (память его 18 дек.), который некоторое время после возвращения из ссылки жил там в одной из деревень. Поэтому, освободившись из тюрьмы, священник поехал в Тверскую епархию, которой в то время управлял владыка, и получил место в Космодемьяновском храме села Плотникова Ржевского района. Супруга о. Алексея к тому времени скончалась, шестеро детей выросли и разъехались, и с отцом жила только его дочь Александра, которой было тогда двадцать семь лет.

В 1937 г. в храме Космы и Дамиана протоиерей Алексей встретил сорок седьмую годовщину своего священнического служения.

24 октября 1937 г. власти арестовали священника и заключили в Ржевскую тюрьму. На допросах следователь спрашивал его о его имущественном положении до, и после революции, особо отметил долгую службу священника, его церковные награды и то, что он занимал ответственные церковные должности. Но в ответах священника он не нашел ничего, что можно было бы интерпретировать как преступное, антигосударственное деяние, и тогда, запугивая о. Алексея, сказал, что «следствие располагает данными о проводимой священником антисоветской деятельности среди населения» и потребовал рассказать об этом подробно.

Отец Алексей не признал своей вины в этом.

25 ноября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Алексей Никологорский был расстрелян 27 ноября 1937 г.

Сщмч. Сергий (Знаменский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Сергий родился 10 апреля 1873 г. в городе Чите в семье священника Иоанна Знаменского. Оте… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz