12/25 ноября
Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского (620). Прп. Нила постника (V). Сщмчч. Константина, Владимира, Александра, Матфея, Димитрия пресвитеров (1937); мч. Бориса (1942).
Блж. Иоанна Власатого, Ростовского (1580). Прор. Ахии (ок. 960 г. до Р.Х.). Прп. Нила Мироточивого, Афонского (XVII).
Иконы Божией Матери «Милостивая».
Свт. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (620). Святитель Иоанн, патриарх Александрийский, происходил от знатных родителей, живших на острове Кипре. Будучи пятнадцати лет, он видел во сне, как подошла к его постели очень красивая дева, в светлом одеянии и с масличным венком на голове, и на вопрос, кто она, сказала, что она первая между дочерьми великого Царя, и если он станет ее другом, то получит от Отца ее великую благодать. «Никто, кроме меня, не имеет больше доступа к Нему». Иоанн понял, что эта царская дочь есть добродетель милосердия, и полюбил эту добродетель. Повзрослев, Иоанн женился и имел детей. Скоро Бог лишил его жены и детей, и тогда он отказался от мира и посвятил себя добродетели милосердия. Слава о благотворительной и святой жизни Иоанна достигла царя Ираклия, и царь назначил его патриархом. Став патриархом, Иоанн позвал к себе церковных экономов и сказал: «Перепишите всех моих господ и покровителей, живущих в Александрии». Экономы не понимали, кто эти господа и покровители патриарха. «Это – нищие и убогие, – сказал святитель. – Они мои владыки и покровители, они могут заслужить мне любовь у Бога и Царство Небесное». Экономы переписали, и он назначил всем ежедневное вспомоществование. Св. Иоанн и сделавшись архипастырем, был весьма доступным для всех: два раза в неделю, с утра до полудня, неотлучно он сидел при дверях храма и принимал всех, искавших у него правосудия и помощи. «Если я, – говорил он, – всегда имею свободный доступ к моему Господу и прошу о том, что мне нужно, то, как же мне не дать своим ближним свободного доступа и ко мне и не выслушивать их просьб и нужд?» Когда проходил день так, что св. Иоанну не случалось оказать кому-либо помощи, он считал этот день потерянным. Приближенные к патриарху часто негодовали за его чрезвычайную щедрость и опасались, как бы не истощил он церковных средств; но святой в уповании на Бога говорил, что если бы и со всей вселенной пришли в Александрию бедные, то и тогда, он надеется, не оскудеет церковное достояние. И Господь не оставлял его. Раздавая все бедным, св. Иоанн жил так, что не позволял себе роскоши и излишеств ни в чем. Был в высшей степени кроток и смирен. Однажды, во время совершения литургии, читая слова святого Евангелия о примирении с ближним перед молитвой (Мф. V, 23-24), он вспомнил, что один клирик наказан им за проступок и очень обижен на него. Тотчас же призвал его к себе и, упав ему в ноги, просил прощения и примирения. Св. Иоанн управлял паствой десять лет. «Царь Царей зовет тебя к Себе», – сказал ему во сне перед смертью светоносный муж. «Благодарю Тебя, Господи, что Ты сподобил меня отдать все Тебе, и я ничего не сохранил от богатств мира сего», – говорил святой патриарх Господу, отходя из сего мира. Мощи его находились в Венгрии, в Пресбурге, глава – в Пантократорском монастыре, часть руки – в Ватопедском монастыре на Афоне.
Прп. Нил постник, Синайский (V). Преподобный Нил происходил из знатного рода и был префектом в Константинополе. Женившись, он имел двоих детей: сына и дочь. Вскоре явилось у него желание – для спасения души разлучиться с женой, раздать имущество бедным и поселиться в пустыне, вдали от мира и его соблазнов. Тогда жена с дочерью поступили в один из женских египетских монастырей, а сам он с сыном удалился на Синай и, поселившись в пещере, проводил строгую подвижническую жизнь. Св. Нил был подвижник учительный. Он мудро поучал всех приходивших к нему, обличая еретиков, не боялся обличать и сильных мира. Так, в письме он обличил императора Аркадия, когда тот сослал в заключение св. Иоанна Златоуста. Был кроток и милостив к согрешающим. Нил умер в глубокой старости около 430 г.
Сщмч. Константин (Успенский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Константин родился 9 апреля 1872 г. в селе Алексеевском Московской губернии в семье псаломщика Василия Успенского. В 1892 г. Константин Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем Николо-Богоявленского училища. Вскоре он женился на девице Анне, дочери священника Никольской церкви в селе Васютино на Мху Богородского уезда Московской губернии Петра Делицына. В 1895 г. о. Петр был по прошению уволен за штат и на его место по рукоположении в сан священника был назначен о. Константин. По преданию, храм на этом месте был основан преподобным Сергием Радонежским, когда он искал уединенное место для молитвы. Современное здание храма было возведено в 1787 г. вместо древнего деревянного.
Отец Константин был назначен законоучителем Васютинского приходского земского училища, а с 1902 г. – заведующим и законоучителем приходской школы грамоты в деревне Дальней.
За усердное и безупречное служение о. Константин был награжден в 1901 г. набедренником, в 1906-м – фиолетовой скуфьей, в 1913-м – камилавкой, в 1921-м – золотым наперсным крестом. В 1925 г. о. Константин был возведен в сан протоиерея, в 1929-м – награжден палицей, в 1932-м – крестом с украшениями.
Боле сорока лет прослужил о. Константин в Никольской церкви, явив себя добрым пастырем вверенных ему Господом словесных овец.
Когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, они коснулись и Никольского прихода. В начале тридцатых годов в селе Васютино был организован колхоз имени Седьмого съезда советов. Местная школа, где некогда о. Константин преподавал Закон Божий, стала местом проведения собрания безбожников. В декабре 1935 г. заведующая васютинской школой организовала в ней чтение доклада на антирелигиозную тему. Время доклада совпало со временем богослужения, и почти весь народ пошел в храм молиться.
В июле 1936 г. по приглашению прихожан деревни Алексеево о. Константин служил в домах крестьян молебны о ниспослании дождя, но из одного дома был силой изгнан местным безбожником.
В 1936 г. в Васютине был запрещен колокольный звон и безбожники стали снимать колокола. Нашлись молодые люди из местных, которые не устрашились кощунствовать, и колокола были сброшены. Но вслед за этим в селе начался сильный пожар, от которого дотла выгорело 24 дома. Пламя дошло до церкви. Отец Константин вышел на крыльцо храма с иконой, и огонь по молитвам священника прекратился у самой ограды.
После того, как руководство страны летом 1937 г. приняло решение о массовых арестах и расстрелах священно-церковнослужителей и закрытии храмов, сотрудники НКВД стали принуждать некоторых жителей села к лжесвидетельству для последующего ареста священника.
4 октября была допрошена заведующая васютинской школой, которая на вопрос следователя, что она знает об антисоветской деятельности священника Константина Успенского и живущего с ним его сына Бориса, ответила, что всегда, когда в селе проводится антирелигиозная работа среди населения, Успенские стараются на это время назначить службу в церкви и этим отвлекают народ от антирелигиозных лекций.
6 ноября 1937 г. протоиерей Константин и его сын Борис были арестованы и заключены в тюрьму в городе Ногинске.
Отец Константин отверг все возводимые на него следователем обвинения.
12 ноября тройка НКВД приговорила отца Константина к расстрелу. Протоиерей Константин Успенский был расстрелян 25 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Владимир (Красновский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Владимир родился 5 июля 1889 г. в селе Измайлово под Москвой в семье псаломщика Платона Красновского; мать его была при храме просвирней. Отец умер еще до наступления гонений на Русскую Православную Церковь, мать – в 1918 г. Владимир окончил Перервинское духовное училище, некоторое время служил псаломщиком, как его отец. В 1923 г. он был рукоположен епископом Клинским, викарием Московской епархии, Гавриилом (Красновским) в сан диакона и стал служить в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в селе Ассаурово Дмитровского района.
В 1925 г. освободилось место священника в Свято-Духовском храме в селе Дубровки, и собрание прихожан единогласно постановило: просить епископа Дмитровского Серафима (Звездинского) рукоположить диакона Владимира в сан священника для служения в храме. Просьба была тогда же исполнена. В 1930 г. храм был властями закрыт, и в 1931 г. отец Владимир был назначен служить в храм в селе Легчищево Лопаснинского района Московской области.
11 ноября 1937 г. власти арестовали священника, и он был заключен в тюрьму в городе Серпухове. Основанием для ареста послужили показания «двух свидетелей на негласном допросе», как говорится об этом в документе следствия. В тот же день священник был допрошен, и ему были заданы вопросы в соответствии с показаниями этих свидетелей.
Ему предъявили обвинение в проведении «контрреволюционной агитации, направленной против существующего строя и проводимых мероприятий», в распространении «гнусной клеветы по адресу руководства советской власти».
Священник отверг эти обвинения.
17 ноября тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Красновский был расстрелян 25 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Александр (Архангельский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр родился 29 июля 1891 г. в селе Рыкова Слобода Рязанской губернии в семье псаломщика Ивана Архангельского. В 1916 г. Александр поступил в Духовную семинарию, но окончить ее не успел, так как началась революция. В 1917 г. он поступил учиться на пастырские курсы, по окончании которых стал служить псаломщиком. В 1921 г. Александр Иванович был рукоположен в сан диакона и затем священника и служил в храме в селе Пашнево Орехово-Зуевского района Московской области.
Во время гонений 1937 г. власти приняли решение арестовать священника. 7 октября был допрошен один из лжесвидетелей, Петр Сухов, который воспроизвел якобы слышанное им от священника высказывание насчет сходности гонений на христиан в древности и при советской власти, «но религия будет существовать; рано или поздно придет конец этой власти».
11 ноября власти арестовали о. Александра и заключили его в Таганскую тюрьму.
Все обвинения в свой адрес и показания лжесвидетелей о. Александр категорически отверг.
21 ноября тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Архангельский был расстрелян 25 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Матфей (Алоин) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Матфей родился 1 августа 1879 г. в селе Стенькино недалеко от Рязани в семье священника Александра Алоина.
По окончании Рязанской Духовной семинарии Матфей Александрович был рукоположен в 1899 г. в сан диакона, а в 1909 г. в сан священника. В 1929 г. о. Матфей был возведен в сан протоиерея.
Отец Матфей последовательно служил в различных епархиях: сначала в Черниговской в селе Лысые, а затем перевелся в Рязанскую епархию, где служил в селах Хавертово и Поляны.
Последние годы жизни о. Матфей служил в храмах Коломенского района Подмосковья: в Никольской церкви в селе Погост Старки, а в 1936 г., незадолго до мученической кончины, его перевели в Успенский храм в селе Мячково.
В 1937 г. советская власть решила Успенский храм в селе Мячково закрыть и переделать в зернохранилище. Для этого было проведено собрание граждан, которые, как планировали безбожники, должны были высказаться за скорейшее закрытие церкви. Однако верующие, пришедшие на собрание, сумели отстоять храм от закрытия.
Летом 1937 г. безбожники начали беспощадное гонение на Русскую Православную Церковь. В октябре 1937 г. сотрудники Коломенского районного отделения НКВД решили арестовать о. Матфея. Для дачи показаний было вызвано несколько человек, жителей села Мячково, которые подписали необходимые показания. Как доказательство антисоветской деятельности священника они привели факты, что о. Матфей выступал против закрытия храмов, против воспитания молодежи в атеистическом духе, о чем часто беседовал с верующими в храме и на улице, а также хорошо относился к тем, кого советская власть считала кулаками.
31 октября 1937 г. протоиерей Матфей Алоин был арестован сотрудниками НКВД и заключен в Коломенскую тюрьму.
Его обвинили в проведении активной антисоветской деятельности и как участника «контрреволюционной церковно-монархической группы и контрреволюционной кулацкой группы». Священник эти обвинения в свой адрес отверг.
Вскоре о. Матфей был переведен в Таганскую тюрьму в Москве. Здесь его допросили еще раз. Виновным себя он по-прежнему не признал.
14 ноября тройка НКВД приговорила отца Матфея к расстрелу. Протоиерей Матфей Алоин был расстрелян 25 ноября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Димитрий (Розанов) пресвитеры (1937): Новомуч. Священномученик Димитрий родился 15 августа 1890 г. в Москве в семье священника Иоанна Петровича Розанова. Отец Иоанн служил в одном из храмов Москвы до самой своей кончины в 1920 г. В 1911 г. Дмитрий Иванович окончил Московскую Духовную семинарию и в 1912 г. был рукоположен во диакона ко храму в селе Шестаково Глинского уезда Екатеринославской губернии. В 1914 г. он был переведен в один из московских храмов и возведен в сан протодиакона. В 1919 г. протодиакон Димитрий был рукоположен в сан священника и служил впоследствии в храме святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе.
1 января 1933 г. он был арестован вместе со священниками, диаконом и членами церковного совета храма святых мучеников Флора и Лавра. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму. Власти обвинили о. Димитрия в том, что он «являлся участником контрреволюционной группы церковников, члены которой устраивали сборища, где в антисоветском духе обсуждались политика советской власти и рассказывались антисоветские анекдоты».
В ходе допроса о. Димитрий отверг эти обвинения.
15 марта 1933 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам высылки в Северный край.
Ссылку он был отправлен отбывать в город Каргополь и здесь познакомился с протоиереем Александром Зверевым (сщмч., память его 3 нояб.). После окончания ссылки о. Александр пригласил его жить в Волоколамский район, где он служил с другим священником Павлом Андреевым (сщмч., память его 3 нояб.) в церкви Рождества Богородицы в селе Возмище. Свободной священнической вакансии в то время в благочинии не было, и о. Димитрий, поселившись в селе Возмище в ожидании вакантного священнического места, стал работать упаковщиком в волоколамской артели «Швейник» и по мере возможности служил в храме Рождества Богородицы, сослужа протоиереям Павлу и Александру.
8 октября 1937 г. власти арестовали его и заключили в Волоколамскую тюрьму. Священника обвинили в том, что он предложил сделать надпись на ленте погребального венка одному из скончавшихся сотрудников артели, употребив слово «товарищ», а тот был в прошлом, с точки зрения властей, кулак, и власти сочли предложение священника контрреволюционным. 10 октября следователь допросил священника.
Его обвинили в ведении контрреволюционной антисоветской деятельности. Священник отверг все обвинения в свой адрес.
14 ноября тройка НКВД приговорила отца Димитрия к расстрелу. Священник Димитрий Розанов был расстрелян 25 ноября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Мч. Борис (Успенский) (1942): Новомуч. Мученик Борис (Борис Константинович Успенский) родился 24 июля 1895 г. в селе Караваево Владимирской губернии. Он был старшим, в семье кроме него было пятеро детей. Борис окончил Духовную семинарию, а поскольку в это время началась Первая мировая война, обращенная затем большевиками в войну гражданскую, он был мобилизован в Красную армию, где служил писарем. После демобилизации работал счетоводом, последние годы жил вместе с отцом (см. выше).
6 ноября 1937 г. протоиерей Константин Успенский и его сын Борис были арестованы и заключены в тюрьму в городе Ногинске.
Лжесвидетели показали, будто Борис Константинович говорил, что «во время богослужения грех работать, а нужно идти в церковь и молиться Богу, Господь пошлет хороший урожай».
Виновным себя в возводимых на него следователем обвинениях он не признал.
12 ноября тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Борис Константинович Успенский умер в Сиблаге, в Кемеровской области, 15 декабря 1942 г.
Прор. Ахия (ок. 960 г. до Р.Х.). Святой пророк Ахия происходил из города Силома и жил в царствование Соломона и Иеровоама. При Соломоне он предсказал Иеровоаму разделение царства Соломонова и отпадение от него десяти колен, образовавших царство Израильское. Встретив Иеровоама одного в поле, Ахия разодрал бывшую на нем одежду на двенадцать частей и велел взять из них Иеровоаму десять частей в знак того, что Господь Бог Израилев отдает ему в руки десять колен, исторгнув царство из руки Соломона, и отдаст ему Израиля, если он будет ходить путями Божьими. Впоследствии по случаю болезни Авии, сына Иеровоамова, Ахия предсказал жене Иеровоама истребление всего дома Иеровоама за его нечестие, и рассеяние Израильтян за Евфратом. Пророчество Ахии исполнилось, начиная с немедленной смерти Авии. Умер святой пророк в глубокой старости.
Блж. Иоанн Власатый, Ростовский (1580). Память его празднуется также 3 сентября в день преставления (см. о нем там же).
Прп. Нил Мироточивый, Афонский (XVII). Преподобный Нил родился в XVI веке в Греции, в детстве осиротел. Вместе со своим дядей иеромонахом Макарием прп. Нил ушел на Святую Гору и стал подвизаться в пещере, на обрывистом южном предгорье Афона, именовавшемся «Святой скалой». Здесь они поставили кельи и маленький храм. Вскоре Макарий умер, сделав племянника наследником келий. Собралась братия, но Нил, стремясь к большему уединению, оставил это место и нашел более суровое, среди исполинских скал и стремнин. В своей теснейшей пещере он получал утешения от Ангелов после продолжительной брани с духами тьмы. Прп. Нил назван мироточивым в связи с тем, что после кончины его глава стала источать миро столь обильно, что его неоскудевающий поток стекал по стремнине с отвесной скалы в море.
Слава о почившем святом разнеслась по свету, христиане из многих стран стали подплывать к Афонской горе на своих каиках (лодках) под пещеру св. Нила, чтобы набрать себе благоуханного мира. Это место на море у побережья стали называть «кораблестояние».
По преданию ученик св. Нила, который был очевидцем смирения своего старца при жизни, был смущен молвою многих стекающих к Афону мирян, и в молитвах к Нилу стал жаловаться на него самого: «Вопреки своим словам не искать славы на земле, а искать ее только на небе, весь мир ты наполнил славой своего имени! Скоро нарушится покой Святой Горы, когда станут стекаться сюда для исцелений!» После этого мироточение остановилось и переместилось в обитель Малевийской Божией Матери (Пелопоннес) – на родину преподобного.
От храма, построенного Нилом и Макарием, в наше время сохранился только святой престол в алтарной части. Над пещерой в 1744 г. был воздвигнут храм в честь Успения Богородицы. В 1812 г. кавсокаливийские отцы в благодарность за чудесные исцеления по молитвам к святому Нилу решили устроить храм в его честь внутри самой пещеры. Во время строительства были обретены мощи преподобного и перенесены в Великую лавру, где они были торжественно встречены Константинопольским патриархом Григорием, будущим новомучеником, в то время подвизавшимся в Великой лавре. В настоящее время в кельях святого Евфимия и Всех святых, находящихся рядом с пещерой прп. Нила, живет 5 монахов. В самой пещере Нила после его кончины никто не жил.
Святой Нил прославился своими посмертными явлениями.
Мч. Савва Нигделин, Константинопольский (1726). Обезглавлен турками в Константинополе.
Мч. Николай Константинопольский (1732). Пострадал от турок в Константинополе.
Св. Лев, папа Римский. Патриаршествовал с 1134 по 1143 год.
Мч. Арсакий. Усечен мечом.
Свв. Афанасий и Стефан.
Свв. Феодор и Даниил.
Икона Божией Матери «Милостивая». Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская) была написана, по преданию, св. евангелистом Лукой. Название свое она получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Здесь она находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь. Прежде чем попасть на Кипр образ Богородицы долго странствовал: сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте, затем был перевезен в Константинополь, где оставался до времени Алексия Комнена (1082 – 1118). В эти годы старцу-отшельнику Исаии в видении было открыто, что его стараниями образ, написанный св. Лукой, будет пребывать на Кипре. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Когда икона прибыла на остров и была поставлена в Киккской обители, от нее стали совершаться многие чудеса. По свидетельству летописца, по молитвам во время засухи на землю ниспосылался благодатный дождь, больные, кровоточивые, страдающие головной болью получали исцеление, бесплодным подавалось чадородие, немые говорили. В 1365 г., когда Кипр находился под властью латинян, обитель была истреблена пожаром, но чудотворная икона осталась невредимой. В 1570 г. остров попал под власть турок, и монастырь снова был выстроен, а Киккская икона поставлена на прежнем месте. По сегодняшний день образ пребывает в монастыре Богоматери Елеусы на горе Киккос. Икона неизвестно с какого древнего времени закрыта до половины пеленою – с верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто никогда не может и не смеет видеть. За дерзкое приподнимание полотна многие подвергались тяжкому наказанию. Рядом с образом можно видеть слепок отсохшей руки в напоминание о человеке, пытавшемся осквернить святыню.
В России особо чтится список с Киккской иконы в женском Никольском монастыре г. Мукачева. Москвичами почитается чудотворный образ Божией Матери «Милостивая» из Зачатьевского монастыря. Когда после октябрьского переворота обитель была закрыта и храмы ее уничтожены, чудотворный образ удалось спасти, перенеся его в храм пророка Илии в Обыденском переулке. В 1995 г. древнейшая женская обитель была возобновлена, в ноябре 1999 г. совершено торжественное перенесение чудотворной иконы Божией Матери «Милостивая» в Зачатьевский монастырь.
Празднование этой иконе осуществляется также 26 декабря.