23 июня / 6 июля
Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Собор Владимирских святых. Мц. Агриппины (253-260).
Сщмчч. Александра, Алексия, Петра пресвитеров (1918); сщмч. Митрофана, архиеп. Астраханского (1919).
Прав. Артемия Веркольского (1545). Второе обретение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1714). Мчч. Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и иных (IV).
Псково-Печерской, именуемой «Умиление» (1524), Заоникиевской (1588) и именуемой «Вратарница», или «Неугасимая Свеча» (1894), икон Божией Матери.
Владимирская икона Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.). Об этой иконе подробно см. в день ее празднования 21 мая (в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). При вел. кн. Иоанне III Васильевиче Ахмат, хан Золотой Орды, шел с громадными полчищами на Москву. Он достиг уже реки Угры, которую русские называли поясом Богоматери и которой охраняются Московские владения. Великий князь, получив укрепление в совете и молитвах святителей, приготовился защищать веру и Отечество. Оба войска стояли целый день друг против друга в ожидании нападения; Угра разделяла их. И вот по предстательству Богородицы совершилось чудесное избавление: вел. князь приказал своим войскам отступить от Угры, а татары поняли это отступление как засаду и предались бегству. Избавление от Ахмата было окончательным свержением ига татарского, которое тяготело над нашим Отечеством 200 лет: не оружие, не мудрость человеческая спасли Россию, но Господь и Его Пречистая Матерь.
Собор Владимирских святых. Празднование Собору святых в земле Владимирской просиявших, установлено в 1982 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, и приурочено ко дню празднования Владимирской иконы Божией Матери, когда вспоминается ее чудесное заступничество от нашествия Ахмет-хана в 1480 году. Именно той победой завершилось татаро-монгольское иго, за Москвой было признано значение центра всея Руси, а Владимирская икона уже навсегда осталась в столице. Град Владимир уступил «первородство» своей окраине, что явилось итогом трудов и чаяний многих подвижников, их благословением. Список Владимирских святых, просиявших на всей обширной тогда территории, включавшей рязанские, московские, переславльские, муромские пределы, вобрал в себя множество имен: от Киевских митрополитов Максима (ушедшего во Владимир из разоренного Киева) и Алексия (управлявшего Русью из Москвы) до Радонежских преподобных и безвестно юродивых. Этот список, как и созданная к празднику икона, отражает духовную преемственность трех исторических центров Руси: Киева – Владимира – Москвы. Со ступеней Владимирского Успенского собора вел. кн. Владимир, креститель земли Русской, призывает сонм святых к молитве (следует помнить, что в иконе отражается иное время, не земное, но Божие – мистическое). Князь Владимир – это Киев. Киев – это Успенская Печерская лавра, прародительница сотен Успенских монастырей и Успенских храмов, это начало покровительства Божией Матери над Россией. Город, названный в честь Владимира, стал убежищем и хранителем русского народного духа во время ордынского ига. Успенские же соборы были главными храмами почти каждого княжества, а Успенский собор Московского Кремля стал сердцем новой столицы и всей державы.
Мц. Агриппина Римлянина (253-260). Св. Агриппина родилась и получила воспитание в древнем Риме. С малых лет она отдала себя Богу. Своим целомудренным и добродетельным житием она приносила верным сердцам сладость и благоухание, чем и отгоняла смрад страстей. Она украсила свою душу девственной чистотой и обручилась со Христом, за Которого в царствование Валериана (253-259) дерзновенно и мужественно, не убоявшись мучений, предала себя многим ранам. Тело ее было избито палками так сильно, что были перебиты кости, после чего ее обнажили и заключили в оковы. Но ангел Господень невидимою рукою разрешил от уз и подкрепил ее, и она, поправ всякое нечестие, в муках предала Богу дух свой.
Рабыни Христовы Васса, Павла и Агафоника тайно взяли тело святой мученицы и вышли с ним из Рима. Переходя с места на место, они приплыли в сицилийскую область, где тайно похоронили его. Как только Сицилия сподобилась принять честные мощи святой мученицы, тогда же она избавилась от мрачной бесовской злобы и стала иметь защиту от агарян молитвами св. Агриппины. От честного гроба мученицы все больные и прокаженные, приходящие с верою, получали исцеления от недугов.
Сщмч. Александр (Миропольский) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Александр родился в 1847 г. в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего в Покровском храме в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии. Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и посоветовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки. По окончании училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником.
В 1868 г. Александр окончил Духовную семинарию и отправился домой. В это же время туда же приехал его брат-священник, служивший в селе Новотроицком, и пригласил его к себе погостить. Александр согласился, по дороге они заехали к благочинному, но дома его не застали; здесь хозяйствовала его сестра Евгения, так как сам благочинный был вдов. Брат рекомендовал Александру сосватать себе в жены Евгению и тот согласился.
Отец Евгении служил священником в храме в селе Апазове Казанского уезда в приходе, состоявшем в основном из крещеных татар. Заручившись его согласием, Александр отправился к архиепископу Казанскому Антонию (Амфитеатрову) просить место священника и, получив его, женился и был рукоположен во священника ко храму в селе Александровское Чистопольского уезда.
Но прослужил он здесь недолго. В 1871 г. тяжело заболел его тесть, и, когда о. Александр приехал навестить больного, тот стал его уговаривать перейти на его место, так как он собирается уходить за штат по болезни. Отец Александр не хотел переходить в село, где жило много мусульман, и многие уже крещеные татары снова перешли в мусульманство. Но трудно было отказать тестю, которого он искренне любил, и о. Александр написал прошение, которое было удовлетворено. Вскоре он был переведен в Покровский храм в село Апазово, где прослужил большую часть жизни. Хотя о. Александр знал татарский язык в совершенстве, местные крещеные татары с неудовольствием приняли его, как чисто русского. В начале своего служения он был назначен увещателем отпавших, а затем и окружным миссионером. Впоследствии он был возведен в сан протоиерея.
В 1881 г. о. Александр овдовел и, оставшись с двумя малолетними дочерьми, он принял решение, пристроив дочерей, принять монашество, но явившийся ему во сне о. Иоанн Кронштадтский посоветовал взять в дом девочку-сироту и продолжать служить в том же селе. Священник так и сделал, и впоследствии она стала большой ему помощницей.
В 1900 г. о. Александр был назначен служить в Троицкий собор в городе Мамадыш, где в 1905 г. в связи в революционными волнениями у него начались неприятности, – мамадышская интеллигенция стала упрекать его в устарелости и отсталости его взглядов, найдя поддержку в своих суждениях и среди местного духовенства; в результате создалась невозможная для о. Александра обстановка в городе, и он попросил архиерея перевести его на старое место, но архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин) предложил ему вместо этого поступить без вступительных экзаменов, как человеку пенсионного возраста, в Казанскую Духовную академию, куда о. Александр и был принят в 1906 г. Отец Александр выбрал отделение миссионерское. Он мечтал, прослушав курс академии, вооружиться новыми знаниями и послужить еще Церкви Христовой на миссионерском поприще.
Оканчивая академию, он стал размышлять, какое выбрать место служения. Один из учившихся с ним студентов предложил ему поехать в Екатеринбургскую епархию, откуда сам был родом, а кроме того, там проживало много мусульман, а отец протоиерей был известен как опытный противомусульманский миссионер.
Отец Александр последовал его совету и в 1911 г. был направлен служить в Успенский храм Каслинского завода Екатеринбургской епархии. 22 декабря 1912 г. он был назначен епархиальным миссионером.
Через несколько лет после принятия в 1906 г. закона о свободе совести, все воочию смогли наблюдать его отрицательное влияние на нравственное состояние общества. Свобода для развития всякого рода греха расширялась, захватывая все большие слои народа, и, в конце концов, завершилась разбоем.
В первый раз семидесятилетний старец был арестован в конце 1917 г. за распространение религиозно-нравственных книг на татарском языке. Только после удостоверения татар, что в книгах нет ничего контрреволюционного, совет рабочих депутатов освободил священника. Вторично протоиерей Александр был арестован красногвардейцами 22 июня 1918 г. и в ночь на 23 июня – расстрелян. Палачи, не удовлетворившись расстрелом, нанесли ему несколько столь сильных ударов, что лицо его обезобразилось до неузнаваемости, в боку зияла страшная рана, одна нога была сломан и проколота ступня, «и, в конце концов [его], связанного по рукам, бросили в яму».
Тело пастыря-мученика было найдено после ухода из селения красногвардейцев. 7 июля 1918 г. в Успенском храме Каслинского завода состоялось отпевание протоиерея Александра Миропольского и священников Петра Беляева (память его 4 июня) и Петра Смородинцева (о нем приведено ниже) и двадцати семи мирян. Пострадавшие от безбожных властей священномученики были погребены около Успенского храма.
Сщмч. Алексий (Введенский) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Алексий – Алексей Константинович Введенский – родился в 1871 г. Окончив в 1893 г. Пермскую Духовную семинарию, он был рукоположен во священника к Вознесенской церкви в селе Багарякское Екатеринбургского уезда Пермской губернии. 15 июля 1897 г. он был переведен в Свято-Троицкий храм в селе Катайское Камышловского уезда. Отец Алексий отличался ревностным исполнением пастырских обязанностей, и 6 октября 1910 г. был назначен благочинным 5-го округа Камышловского уезда. 2 августа 1911 г. он уволился с этой должности и всю свою пастырскую деятельность сосредоточил на Троицком приходе. После прихода к власти безбожников-большевиков священник Алексий Введенский был зверски ими зарублен 23 июня 1918 г.
Сщмч. Петр (Смородинцев) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Петр – Петр Семенович Смородинцев – родился в 1866 г. Он поступил в Пермскую Духовную семинарию, но в 1880 г. вышел из 1 класса семинарии. В 1885 г. Петр был назначен псаломщиком в храм в честь бессребреников Космы и Дамиана в село Юшковское Екатеринбургского уезда Пермской губернии, а в 1899 г. – рукоположен во диакона к этому храму.
16 марта 1906 г. Петр был переведен в Вознесенскую церковь в Верхне-Уфалейском заводе Екатеринбургского уезда, а 12 апреля того же года назначен диаконом в Свято-Троицкую церковь в село Бруснятское того же уезда. В 1908 г. он был рукоположен во священника ко храму Рождества Пресвятой Богородицы в селе Краснополье Верхотурского уезда Пермской губернии.
Отец Петр был человеком, обладавшим большими практическими способностями, и его тогда увлекли идеи облегчения крестьянского труда и благоустройства крестьянского быта. Он построил в селе Юшковское паровую мельницу, провел в дома электричество, оборудовал ремонтную мастерскую, и в результате село превратилось почти в автономный промышленно-сельскохозяйственный комплекс, где крестьяне сами обеспечивали себя почти всем необходимым. Отца Петра также интересовали вопросы материальной независимости крестьян, и он положил начало местному кооперативному движению и создал кредитное общество, став его председателем. Множество обязанностей, лежащих в хозяйственной области, стали, в конце концов, целиком поглощать его время, это становилось несовместимым с пастырским служением, и в 1917 г. он вышел за штат. Однако оставление службы Божией его не устроило, и в 1918 г., незадолго до праздника Троицы, он в соответствии со своим прошением был назначен в храм Иоанна Предтечи в село Кочневское. Отец Петр отслужил здесь и сам праздник и в Духов день, а затем отправился домой в село Юшковское, где жили его родные, чтобы сдать все по своим мирским, хозяйственным должностям. Приехав домой, он едва успел выпить стакан чая, как был арестован пришедшими за ним красногвардейцами и отправлен в Касли. Прощаясь с родными, он всех благословил и сказал: «Живите с Богом, а мне уже не видеться с вами!»
По приезде в Касли большевики приговорили его к расстрелу, и он вместе с Александром Миропольским был увезен за 15 верст от Каслей и вблизи речки Горькой, 23 июня 1918 г., расстрелян. Впоследствии при приходе белых он был опознан лишь по подряснику: голова его была разбита в черепки топором или кайлом, а на теле обнаружены две огнестрельные раны.
Священник Петр Смородинцев был погребен в Каслях рядом с Успенским храмом вместе с убитыми протоиереем Александром Миропольским и священником Петром Беляевым.
Сщмч. Митрофан (Краснопольский), архиеп. Астраханский (1919): Новомуч. Священномученик Митрофан родился 22 октября 1869 г. в слободе Алексеевка Бирюченского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Ивана Краснопольского и в крещении наречен был Димитрием. Мать будущего святителя, Анастасия Семеновна, была дочерью псаломщика, она окончила сельскую школу и по бедности семьи вскоре была выдана замуж за небогатого крестьянина.
Первоначальное образование Дмитрий получил в сельской школе, а затем благодетель устроил его в Бирючинское духовное училище. Окончив училище в 1884 г., Дмитрий, как один из первых учеников, был принят в Воронежскую Духовную семинарию на казенный счет. Выходцу из крестьянской семьи, ему здесь много пришлось претерпеть от своих одноклассников, чьи отцы были потомственными священнослужителями. Это обстоятельство сформировало у него характер несколько замкнутый. Но, не участвуя в забавах и шалостях с одноклассниками, он имел больше времени и сил на добросовестное усвоение наук. Живя в бедности, он хорошо понимал, что хорошее образование является главным для него капиталом, способным в будущем обеспечить его социальное и материальное положение. Благочестивым же воспитанием в семье он вполне был приуготовлен на служение Богу и Его Святой Церкви.
В 1890 г. Дмитрий окончил Воронежскую Духовную семинарию, женился, и 4 ноября 1890 г. епископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин), рукоположил его во диакона к Казанской церкви пригородной слободы города Коротояка Воронежской епархии. 8 мая 1892 г. у супругов родился сын. 15 декабря того же года диакон Димитрий был перемещен служить в Преображенскую церковь слободы Матрено-Гезевой Бирюченского уезда, а 23 февраля 1893 г. – в Троицкую церковь в селе Алексеевке. Здесь ему впервые пришлось столкнуться с тяжелым материальным положением в жизни сельского духовенства.
В это время свершилась над ним воля Божия – он овдовел, оставшись с сыном-младенцем. Ребенка взяла на воспитание мать его почившей супруги, которая к тому времени овдовела и пожелала дать возможность отцу Димитрию, уже не связанному обязательствами семейными, с большей отдачей послужить Церкви Христовой.
13 сентября 1893 г. диакон Димитрий был зачислен на казенный счет студентом Киевской Духовной академии на церковно-историческое отделение. 11 августа 1896 г. он был пострижен в монашество с именем Митрофан, а 15 июня 1897 г. ректор Киевской Духовной академии, епископ Каневский Сильвестр (Малеванский), в церкви Киево-Братского монастыря рукоположил его во иеромонаха. 30 июня того же года иеромонах Митрофан окончил академию со степенью кандидата богословия.
16 ноября 1897 г. иеромонах Митрофан был назначен инспектором Иркутской Духовной семинарии, в 1898 г. – членом Иркутского Комитета Православного Миссионерского общества, Епархиального училищного совета и исполняющим должность ректора семинарии. 6 мая 1900 г. он был награжден наперсным крестом.
25 января 1902 г. о. Митрофан был назначен ректором Могилевской Духовной семинарии и 2 февраля возведен в сан архимандрита. Это было трудное послушание в тяжелое смутное время, так как повсюду, не исключая духовных учебных заведений, поднималась смута, переходившая в иных местах в прямые мятежи и преступления.
С 1903-го по 1907 г. архимандрит Митрофан состоял цензором проповедей, произносимых в могилевском кафедральном соборе; с 1905-го по 1907 г. – наблюдателем за преподаванием Закона Божия в средних и низших светских учебных заведениях города Могилева и благочинным Могилево-Братского монастыря. Он стал активным деятелем Могилевского Богоявленского братства, много сделавшего для сохранения православия в то время, когда Белоруссия была отторгнута от России. Теперь же православие подстерегала еще большая опасность – индифферентность самих православных. Беспокоил его, как активного деятеля на поприще просвещения, и общий упадок образования; происходило это оттого, как он думал, что образование стало цениться не само по себе как таковое, а только в связи с обеспеченными им материальными благами и социальным положением в обществе.
10 февраля 1907 г. в Санкт-Петербурге состоялось наречение архимандрита Митрофана во епископа Гомельского, и на следующий день в Троицком соборе Александро-Невской Лавры он был хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии.
Владыка Митрофан энергично принялся за организацию миссионерской деятельности. В январе 1908 г. он пригласил духовенство Гомельского уезда на совещание по делам миссии, где было принято решение о создании в Гомеле миссионерских курсов и «разработана как внешняя, так и внутренняя сторона организации курсов».
11 февраля 1908 г. владыка был включен в состав учрежденного при Святейшем Синоде Особого совещания для разработки мер к наилучшему устроению внутренней и внешней миссии и к оживлению ее деятельности.
Осенью 1907 г. епископ Митрофан был избран членом Государственной Думы третьего созыва и участвовал в ее работе до 1912 г. Это было тяжелое для России и для него лично время, когда беспорядочный парламентаризм, показывая всю бесплодность своей суетливой деятельности, уже становился орудием уничтожения России.
29 января 1909 г. епископ Митрофан был избран почетным членом Общества Первой Российской Сергиевской школы трезвости.
С 29 мая 1911 г. епископ Митрофан стал почетным членом Камчатского Православного Братства, с 21 июля – товарищем Председателя Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.
3 ноября 1912 г. владыка Митрофан был назначен на самостоятельную кафедру – епископом Минским и Туровским.
14 марта 1913 г. владыка был избран пожизненным членом постоянной Комиссии по вопросу об алкоголизме при Русском обществе охранения народного здравия в городе Санкт-Петербурге Императорского Палестинского Общества, а 3 мая того же года – членом Управления и отдела общества Красного Креста в городе Минске.
Памятуя, какое значение имели некогда братства в Западном крае, владыка по приезде в Минск попытался максимально активизировать их деятельность, и в октябре 1913 г. состоялся съезд членов братств. Заседания были открыты словом епископа Митрофана о важности почитания местных святых и местных святынь Минской епархии.
Во время начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны владыка принял активное участие в организации госпиталей и собирании пожертвований для солдат. Видя, что ужас мировой войны не доходит до многих очерствелых сердец, даже женщин, он обратился с увещанием, направленным против употребления роскоши в одежде.
1 июля 1916 г. Святейший Синод назначил Преосвященного Митрофана епископом Астраханским и Енотаевским. 24 июля состоялось прощание владыки с Минской паствой. Для многих перемещение его на другую кафедру во время войны виделось неоправданным и непонятным.
Прибыв в Астрахань, владыка Митрофан начал знакомиться с приходами епархии и в первую очередь с миссионерской деятельностью, поскольку на территории губернии жили тысячи калмыков-идолопоклонников и киргизов-магометан. В сентябре 1916 г. епископ Митрофан объехал Калмыцкую степь, посетив самые отдаленные приходы.
Как и на Минской кафедре, в Астрахани он оказывал особенное внимание учебным заведениям; 5 ноября 1916 г. он посетил городское реальное училище и присутствовал на уроках Закона Божия.
23 ноября 1916 г. после литургии владыка обратился к присутствующим со словом «об усилившейся, несмотря на тяжелые обстоятельства, переживаемые нашим Отечеством, безнравственности современного общества, о его увеселениях, растлевающих нравственность. Владыка обратил внимание на кинематографы, безнравственно влияющие на народ…».
10 января 1917 г. состоялось открытие миссионерских курсов в селе Пришибе Царевского уезда, на котором присутствовал епископ Митрофан, инициатор и вдохновитель этого дела. Целью курсов было дать каждому православному представление о вероучении, чтобы при столкновении с сектантами любых толков они могли дать отчет о своем уповании и разъяснить сектанту его заблуждения.
В марте 1917 г. в разгар войны царь отказался от власти, отрекся от трона, поддержанный в этом безумном решении своими ближайшими помощниками – военачальниками, которых сам в свое время и выдвинул. Монархист по убеждению, епископ Митрофан переживал эти события смятенно и тяжело.
8 марта 1917 г. астраханское духовенство на экстренном заседании постановило послать приветственную телеграмму одному из участников государственного переворота, председателю Государственной Думы Родзянко. Владыка «отказался дать свою подпись к телеграмме». 10 марта городское собрание духовенства обнародовало воззвание к населению, в котором приветствовался свершившийся переворот. Епископ Митрофан отказался подписать такое воззвание.
Со 2-го по 10 мая 1917 г. в Астрахани прошел чрезвычайный съезд духовенства и мирян, выработавший резолюцию, утвержденную епископом Митрофаном, в которой говорилось: «Православная Церковь в свободном Русском государстве должна быть свободной от всякой светской власти в определении своего внутреннего строя, а в отношении к правительственной власти – содействовать всем ее начинаниям на благо и процветание России…».
2 сентября 1917 г. по ходатайству владыки Митрофана Святейший Синод назначил Преосвященного Леонтия (Вимпфена) епископом Енотаевским, викарием Астраханской епархии, и епископ Митрофан стал именоваться епископом Астраханским и Царевским.
15 августа 1917 г. в Москве открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви. На Соборе епископ Митрофан возглавил Отдел о Высшем церковном управлении, в обязанности которого входило и рассмотрение вопроса о патриаршестве.
11 и 14 октября 1917 г. владыка выступил в пользу восстановления в Русской Церкви патриаршества. Этот вопрос вызвал ожесточенные споры, но Собор принял все же решение восстановить патриаршество, и 5 ноября, в день избрания Патриарха, епископу Митрофану поручено было сказать слово в храме Христа Спасителя.
После окончания сессии Всероссийского Церковного Собора епископ Митрофан 8 декабря 1917 г. возвратился в Астрахань. «Ни одно богослужение не обходится без назидательной и глубоко сердечной его проповеди», – писал современник владыки.
1918 г. начался в Астрахани гражданской войной. Власть в городе захватили большевики, которые обосновались в Астраханском кремле, где располагались кафедральный собор, духовная консистория и покои епископа Митрофана.
«Под тем предлогом, будто из здания консистории и покоев владыки стреляют, защитники крепости разнесли в пух и прах консисторию, ворвались в комнату Преосвященного, квартиру… реквизировали, а хозяина вместе с прочими обитателями архиерейского дома все время продержали под домашним арестом». Во время боев загорелись и выгорели все дома и другие постройки вокруг Знаменской и Входо-Иерусалимской церквей.
11 февраля во всех городских церквях состоялись приходские собрания для обсуждения декрета об отделении Церкви от государства. На следующий день в здании Епархиального женского училища под председательством епископа Митрофана состоялось общее собрание представителей всех приходов. Собрание продолжалось около трех часов, и на нем было «решено, в виде протеста против насилий и для испрошения милости Божией страждущей Родине, устроить 18 февраля крестный ход».
14 февраля в Покровскую церковь во время литургии явились вооруженные красногвардейцы с намерением арестовать епископа. Возмущенные богомольцы встали на защиту своего архипастыря, владыка успокоил собравшихся, и красногвардейцы удалились. 18 февраля состоялся общегородской крестный ход.
На долю епископа Митрофана выпала честь прославления священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, замученного 11 мая 1671 г., который, по убеждению астраханцев, стал после мученической кончины святым покровителем города и его жителей; с 1911 г. стали вестись регулярные записи случаев чудес и благодатной помощи, которые получали люди по молитвам к святителю.
12 (25) апреля 1918 г. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод приняли постановление о награждении епископа Митрофана саном архиепископа.
19 июля (1 августа) 1918 г. по благословению архиепископа Митрофана в Астрахани был совершен общегородской крестный ход, участники которого впоследствии вспоминали о нем как о выдающемся событии в жизни города, соединившем жителей в общей горячей молитве.
В сентябре 1918 г. гражданская война приблизилась к Астрахани, в город вошла потрепанная боями XI армия. В Астраханском кремле разместились штаб армии и революционный совет фронта, под который был реквизирован архиерейский дом. Военное командование решило выдворить архиерея из кремля силой. Узнав об этом, владыка решил подчиниться и направился к ректору семинарии в Спасо-Преображенский монастырь. Но здесь ему пришлось жить недолго: в конце декабря 1918 г. семинария и все монастырские помещения были заняты под курсы красных командиров, и владыка поселился в доме духовника Благовещенского монастыря.
6 (19) января 1919 г. в Астрахань прибыли известные своей жестокостью советские руководители Киров и Атарбеков.
В этот день епископ-раскольник Леонтий устроил в Астрахани крестный ход, не поставив о нем в известность правящего архиерея, и архиепископ Митрофан вынужден был жаловаться на него Патриарху.
10 марта в Астрахани началось восстание рабочих и солдат, которое было беспощадно подавлено большевиками, при этом были расстреляны приходские советы некоторых церквей. Обеспокоенный этими расстрелами, владыка вслух стал задаваться вопросом: «Что же делать? Этак они уничтожат все духовенство. Как же быть?»
На Благовещение он совершил литургию в Благовещенском храме, сказав в проповеди и о «погибших в результате ненужных и бесполезных действий гражданских властей».
В конце марта на Страстной седмице архиепископа посетила делегация во главе с протоиереем Димитрием Стефановским, они стали единодушно убеждать его покинуть город. Владыка рассердился и ответил: «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди крест Спасителя, и он будет укором в моем малодушии… Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виновен перед своей Родиной и народом».
11 мая 1919 г. в Знаменском храме состоялось долгожданное прославление священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, убитого в 1671 г. сподвижниками Степана Разина.
7 июня 1919 г., в канун праздника Святой Троицы, владыка Митрофан служил всенощную в Троицкой церкви, и после всенощной остановился на ночь у настоятеля, намереваясь служить утром в этом же храме литургию. В первом часу ночи вооруженные красноармейцы арестовали его. Сохраняя полное спокойствие, архиепископ надел рясу, скуфью, благословил всех растерянно столпившихся у двери людей и последовал вслед за красноармейцами. В ту же ночь был арестован и епископ-раскольник Леонтий.
Верующие стали искать возможности встретиться с Атарбековым, которого боялись все жители города. Председатель церковно-приходского совета кафедрального собора, выхлопотав пропуск, встретился с ним и подал ему письменное ходатайство от членов церковно-приходского совета кафедрального собора об освобождении архиепископа Митрофана, но тот в ярости выгнал ходатая, пригрозив его расстрелять вместе с владыкой Митрофаном.
Епископа Леонтия допросил Атарбеков. Ни предыдущие, затеянные им епархиальные смуты, ни бессовестная публичная клевета в газетах на архипастырей, ни запрещение в священнослужении, ни арест и пребывание в тюрьме – ничто не привело его и в эти последние дни его жизни к осознанию своей вины и покаянию. Оказавшись в тюрьме, он дал показания против архиепископа Митрофана, как «активного борца против советской власти». В то же время епископ Леонтий старался свидетельствовать о своих личных заслугах перед советской властью.
В три часа утра 6 июля 1919 г. к камере, где содержался владыка Митрофан, подошли комендант ЧК Волков и начальник караула; не дав ему даже надеть рясу, конвоиры грубо вытолкали владыку из камеры и быстро довели до закоулка, где производились расстрелы. Там уже стояли трое красноармейцев с винтовками. Увидев их и поняв, зачем его сюда привели, архиепископ Митрофан благословил их по-архиерейски двумя руками, за что Волков ударил его рукоят… Продолжение »